РЕЙТИНГ ОТКРЫТОСТИ НЕФТЕГАЗОВЫХ КОМПАНИЙ В СФЕРЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

 

РЕЙТИНГ

Проект разработан в 2014 году с целью экологизации нефтегазового сектора, включения нефтегазовыми компаниями природоохранной деятельности в число собственных приоритетов, а также развития регуляторной деятельности курирующих госорганов РФ.

 

На сегодняшний день - это единственный в России инструмент, позволяющий оценить уровень экологической ответственности всех без исключения НГК, добывающих свыше 1.5 млн т нефти в год. За четыре года взаимодействия с экспертами природоохранных организаций и нефтегазовых компаний разработан свод критериев для расчета рейтинга, который дает объективную информацию об экологической ответственности компаний. Это опыт, который не имеет аналогов в мире. Впервые была создана методология, позволяющая сравнивать компании между собой. Расчет рейтинга происходит на основании данных, опубликованных в публичном пространстве, что исключает субъективность и коррупционность, а также способствует повышению качества управления экологическими рисками и снижению воздействий на окружающую среду. Рейтинг экологической ответственности нефтегазовых компаний зарекомендовал себя как эффективный инструмент влияния на отрасль.

           

Значимость рейтинга подтверждается Концепцией развития публичной нефинансовой отчетности, принятой 5 мая 2017 года Распоряжением Правительства России. Согласно этого документа «…к наиболее распространенным инструментам независимой внешней оценки в сфере устойчивого развития, корпоративной ответственности и публичной нефинансовой отчетности, проводимой по инициативе третьей стороны, относятся: индексы, рейтинги, рэнкинги - оценка результатов деятельности организаций, которая проводится на основе формализованной методологии…»

           

Позитивным трендом проекта является вовлеченность исследуемых компаний, которые не только приняли методологию и рейтинг в целом, но и перестали бояться раскрывать информацию. Благодаря взаимодействию и ежегодным встречам с нефтяными компаниями рейтинг постоянно развивается, а методология корректируется в зависимости от объективных изменений, происходящих в отрасли. Соревновательный характер рейтинга заставляет компании совершенствоваться и улучшать свои позиции, что в свою очередь повышает общеотраслевые показатели.

           

Такого рода исследования позволяют как позитивно мотивировать нефтегазовые компании на внедрение лучших экологических практик, так и развивать диалог между бизнесом и обществом по вопросам охраны окружающей среды. В свою очередь открытость и прозрачность рейтинга помогают сформировать позитивный имидж нефтяных компаний и российского нефтегазового сектора в целом.

           

Проект направлен на самую широкую общественность. Мероприятие проводится ежегодно и является важным событием в области экологии нефтегазового сектора. Церемония объявления итогов Рейтинга традиционно собирает широкую аудиторию представителей̆ федеральных и региональных органов власти Минприроды, Минэнерго России, Роспотребнадзора, представителей Евросоюза, посольств Великобритании, Германии, Дании, Канады, Польши, Швеции, ведущих российских и международных природоохранных организаций и фондов, финансовых институтов, аналитических центров, консалтинговых компаний, ведущих ВУЗов и СМИ.

Базовые принципы рейтинга

  • Рейтинг проводится на основе критериев, сформулированных в первую очередь в Совместных экологических требованиях общественных природоохранных организаций к нефтегазовым компаниям (http://www.wwf.ru/resources/publ/book/109).

  • Методология рейтинга обсуждается со всеми заинтересованными сторонами. Ежегодно проводятся очные и заочные консультации с компаниями – участниками рейтинга – по усовершенствованию методологии рейтинга.

  • Расчет рейтинга производится по всем сегментам: добыча, переработка и транспортировка.

  • Рейтинг базируется на данных о деятельности компаний в РК, имеющихся в публичном пространстве. Под публичным пространством понимаются годовая и социально-экологическая отчетность, доклады об охране окружающей среды (в т.ч. региональных), находящиеся в свободном доступе. А также размещение документов в сети Интернет на официальных сайтах компании (включая дочерние общества), с обязательным включением ссылок на соответствующие страницы в меню (оглавлении) сайта, и интервью официальных представителей компаний для федеральных и региональных СМИ.

  • Расчет рейтинга осуществляется профессиональным рейтинговым агентством, которое отбирается на основе тендера.

  • Список компаний по расчету рейтинга в 2017 году – см. Приложение в конце документа.

  • Рейтинг проводится ежегодно. Это позволяет оценивать динамику экологических показателей НГК.

Структура рейтинга

Рейтинг состоит из трех разделов: экологический менеджмент, воздействие на окружающую среду и раскрытие информации.

Раздел 1 (экологический менеджмент) оценивает качество управления охраной окружающей среды в компаниях. Включенные в него критерии по большей части существенно жестче требований российского природоохранного законодательства. Однако они являются ведущими мировыми практиками в нефтегазовом бизнесе.

Масштаб воздействия нефтегазовых компаний на окружающую среду оценивается в Разделе 2. В частности, показывается степень ущерба природным средам (воздуху, водным ресурсам, земле) в ходе реализации проектов, а также уровень экологичности производств. Составляющие большинства критериев – элементы государственной статистической отчетности в области охраны окружающей среды (источники данных – отчеты в форме 2-тп (вода, воздух, отходы, водхоз, рекультивация), 4-ОС (затраты и платежи), отражающие воздействие компаний на окружающую среду в результате осуществления хозяйственной деятельности на лицензионных участках НГК. В этом разделе представлены количественные показатели, которые переводятся в качественную шкалу при помощи среднеотраслевых значений по каждому из критериев. Среднеотраслевой показатель, при его отсутствии в официальных источниках, вычисляется как среднеарифметическое показателей по компаниям, представленным в рейтинге. Для проведения сравнительного анализа между компаниями используются удельные показатели, которые вычисляются путем деления валовых значений на объем добычи, транспортировки  и переработки углеводородов.

Раздел 3 оценивает степень готовности компаний раскрывать информацию о воздействии на окружающую среду в ходе производственной деятельности. Исторически российский нефтегазовый бизнес считался довольно закрытым сообществом, в том числе потому, что неохотно обнародовал экологическую информацию. Тенденция последнего времени – постепенное усиление публичности компаний.

Расчет результатов рейтинга

Расчет рейтинга производится следующим образом. Для каждой компании каждому критерию присваивается цветовой уровень – зеленый, желтый, красный. Если критерий не релевантный для данной компании (например, компания не производит топливо или не работает на территориях КМНС), то уровень не присваивается. При этом, со стороны компании необходимо обоснование нерелевантности критерия. При отсутствии информации в публичном пространстве по тому или иному критерию компании присваивается красный уровень по отсутствующему критерию. Под публичным пространством понимается размещение документов в сети Интернет на официальных сайтах компаний (включая дочерние общества), а также интервью официальных представителей компаний для федеральных и региональных СМИ.

На следующем этапе происходит рейтингование компаний по каждому из разделов. Красному уровню присваивается значение 0, желтому - 1, зеленому - 2. Выводится среднеарифметическое значение по каждому разделу для каждой компании. При этом количество критериев, используемых для подсчета среднего, определяется количеством цветовых уровней, то есть нерелевантные критерии в этом расчете не участвуют. В итоге каждая компания получает итоговое значение по разделу менеджмента, по разделу воздействия на окружающую среду и по разделу прозрачности. Итоговые значения варьируются от 0 до 2. На данном этапе определяется лидер по каждому из трех направлений: управленческому, операционному, информационному.

Во избежание исчезновения или замены данных, которые использовались для расчета рейтингов предыдущих лет, организаторами предложено следующее мотивационное решение проблемы. Во время очередного сбора данных проводится ретроспективная оценка по каждой компании за последние 3 года. В случае, если данные из публичного пространства исчезли или изменились, то в компании направляется запрос о причинах таких изменений. Если есть адекватное объяснение (например, сайт новый, новая методика, неучтенные данные и пр.), то изменение данных засчитывается. Если же ответ неадекватный или отсутствует, то при расчете рейтинга текущего года присваиваются красные уровни тем критериям, по которым данные за прошлые года исчезли или поменялись. Таким образом, общий балл по данному разделу и в целом по рейтингу будет снижен у компаний, не объяснивших исчезновение или замену данных на своих сайтах за предыдущие годы рейтинга.

Наконец, рассчитывается итоговый рейтинг компаний путем осреднения трех значений в соответствии с предыдущим этапом для каждой компании. 

 

© Здравый Смысл. Россия, Москва, 119296, Университетский проспект 9. +7 (495) 276-77-88

© Rational Approach. Russia, 119296, Moscow, Universitetsky Prospekt, 9 Tel.: (495) 276-77-88