РЕЙТИНГ ОТКРЫТОСТИ НЕФТЕГАЗОВЫХ КОМПАНИЙ В СФЕРЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

 

Глава группы КРЕОН Ф.Н. Кильзие

Последние несколько лет усилия группы КРЕОН направлены на продвижение российских инициатив на международном уровне. Страна остро нуждается в привлечении денежных потоков из-за рубежа для новых нефтегазохимических проектов. Мировое финансовое сообщество особое внимание уделяет принципам "зеленой" экономики, что, в свою очередь, подтолкнуло нас совместно с нашим партнером WWF России на проведение рейтинга экологической отвественности нефтегазовых компаний, который мы реализуем совместно, начиная с 2014 г. А в середине 2016 г. нами был создан фонд прямых инвестиций CREON Energy Fund, с предполагаемым объемом инвестиций свыше 100 млн евро, ориентированный на вложения в проекты химического сектора РФ, в экологические проекты "зеленой" экономики и альтернативной энергетики.

Проект «Здравый смысл» - это глобальная кампания в поддержку "зеленой" экономики. Это ежегодный рейтинг, итоги которого мы делаем публичными. Это подробности, нюансы, проблемы и их решения. Это наша совместная, честная работа сегодня в интересах будущих поколений. Более 15 лет группа КРЕОН находится в едином информационном поле и «дышит одним воздухом» с нефтяниками. Очевидно, хозяйственная деятельность нефтегазовых холдингов, при отсутствии должного внимания к проблеме, несет в себе серьезную угрозу для окружающей среды. В то же время отрасль является ключевой для национальной экономики. Здравый смысл подсказывает, что необходим баланс. Как эксперты, мы прослеживаем позитивные тенденции последних лет и движение отечественных компаний в сторону "зеленой" экономики. Все идут с разной скоростью и не всегда одинаковым путем, но идут… этого нельзя не замечать, это не должно игнорировать. Проект «Здравый смысл», который мы инициировали и реализуем уже не первый год это наш вклад в популяризацию и продвижение идеи "зеленой" экономики в России и за рубежом. Флагманом проекта стал Рейтинг экологической ответственности нефтегазовых компаний России, который мы реализуем совместно с нашим партнером - Всемирным фондом дикой природы. Таким образом, впервые в России была создана система координат для оценки экологической деятельности компаний нефтегазового сектора.

В 2017 году Creon Capital и WWF России совместно с UNEP и на основе российского опыта осуществили проект по расчету рейтинга в Казахстане и результаты этого пилотного проекта оказались тоже успешными. Проект в Казахстане поддержали - ЮНЕП-CA и Министерство энергетики РK. Принято решение осуществлять расчет рейтинга на ежегодной основе.

Основываясь на российском и казахстанском опыте, в 2018 году был начат новый проект «Глобальный рейтинг». Цель глобального рейтинга  - оценить текущее состояние прозрачности экологических показателей в крупнейших нефтегазовых компаниях мира на основе общедоступной информации. Соответствующий меморандум о взаимопонимании между WWF России и независимым управляющим фондом Creon Capital был подписан в 2018 году на Петербургском международном экономическом форуме. Новая инициатива повысит осведомленность различных заинтересованных сторон - потребителей, кредиторов, страховых компаний - по этому вопросу и позволит влиять на корпоративную политику и практику. Таким образом, глобальный рейтинг будет способствовать развитию нефтегазовых компаний в странах, производящих ископаемые виды топлива, а также в странах с формирующимся рынком для изучения возможностей диверсификации производства энергии и содействия переходу их развития на не ископаемое топливо мира.

Алексей Книжников

Руководитель программы по экологической ответственности бизнеса WWF Россия

Основные успехи Всемирного фонда дикой природы (WWF) в области экологизации экономического развития, например, такие как развитие добровольных сертификаций в сфере лесопользования и использования морских и иных биологических ресурсов, связаны с активным подключением конечного потребителя – среднего класса. Позиция среднего класса крайне важна практически для любого производителя – поскольку по известному правилу маркетинга «20:80» (20% потребителей обеспечивают 80% прибыли) потребительские предпочтения «экологически чувствительного» среднего класса фактически во многом ответственны за «лицензию на присутствие на рынке». Даже с учетом того, что становление компаний российского нефтегазового сектора достаточно специфично – компании во многом оперировали и действуют не на экологически чувствительном рынке конечного потребителя, а на рынке «продавца дефицитного товара», тем не менее, потребительские предпочтения конечного потребителя весьма важны и для вертикально-интегрированных компаний нефтегазового сектора. Сохраняется конкуренция за конечного потребителя как между самими вертикально-интегрированными компаниями, так и конкуренция между компаниями за доступ к более «длинным и дешевым» финансовым ресурсам для осуществления новых проектов.

Именно поэтому Всемирный фонд дикой природы (WWF) России более 10 лет назад начал думать о необходимости создания интегрального рейтинга экологической и социальной ответственности нефтегазовых компаний, действующих на территории Российской Федерации. Цель создания такого рейтинга - чтобы конечный потребитель и финансовые институты могли оказывать предпочтение, как продукции компаний, так и оценивать различные корпоративные риски (в том числе – репутационные) на основе объективного сравнения и оценки экологической и социальной ответственности компаний и их менеджмента. Это достаточно непростая задача должна, по нашему мнению, в обязательном порядке включать экологические показатели как добычи углеводородов (upstream), так и их переработки (down-stream), а также соответствующие характеристики корпоративной культуры и менеджмента компании. В частности, в число экологических показателей добычи углеводородов (upstream) входят показатели использования нефтяного попутного газа (НПГ), количество и частота утечек на промысловых нефтепроводах и аварийных разливов нефти и т.п., для переработки (down-stream) важнейшим показателем является степень экологичности конечных продуктов (стандарты Euro-IV, Euro-V, etc). В число характеристик корпоративной культуры и менеджмента компании входят соответствие корпоративных политик требованиям экологических НПО, открытость компании и ее нефинансовой отчетности для общественности (не секрет, что некоторые обсуждения нефинансовой отчетности крупных госкомпаний напоминают скорее отчет получателей социальных инвестиций перед компанией, а не отчет компании перед обществом), политика и практика компании по обеспечению реализации ее корпоративных политик дочерними компаниями, контракторами и субконтракторами, наличие сертификатов основных международных экологических сертификаций, наличие корпоративных политик и практика их реализации при обсуждении новых проектов компании с заинтересованными сторонами, проведении экологической экспертизы и стратегической экологической оценки и т.п.

Надеюсь, что реализация данного проекта позволит потребителям и финансовым институтам непосредственно влиять на повышение степени экологической ответственности компаний нефтегазового сектора. Рейтинг важен как инструмент сравнительной оценки деятельности НГК в области экологии, что должно стать действенным механизмом повышения экологической ответственности компаний и, соответственно, их инвестиционной привлекательности.

ОРГАНИЗАТОРЫ

Группа CREON

Ведущая аналитическо-консультационная группа в нефтегазохимии, нефтехимии и смежных отраслях промышленности на территории РФ и стран СНГ.

Миссия КРЕОН - содействие динамичному развитию нефтегазохимического комплекса России и успеху компаний, ведущих бизнес в нефтяной, газовой и нефтехимической промышленности.

Всемирный фонд дикой природы (WWF)

Одна из крупнейших независимых международных природоохранных организаций, объединяющая около 5 миллионов постоянных сторонников и работающая более чем в 100 странах.

Миссия WWF – предотвращение нарастающей деградации естественной среды планеты и достижении гармонии человека и природы. Главная цель – сохранение биологического разнообразия Земли.

ПАРТНЕРЫ

CREON Capital S.a.r.l.

Управляющая компания и неограниченный партнер Фонда прямых инвестиций (совокупным объемом свыше 100 млн евро) CREON Energy Fund SICAV-SIF, открытого в 2016 г. и ориентированного на вложения в проекты химического сектора на начальной стадии, в растущие и сформировавшиеся компании РФ и стран СНГ, а также в экологические проекты «зеленой экономики» и альтернативной энергетики.
 

Национальное Рейтинговое Агентство (НРА)

Одно из ведущих рейтинговых агентств России. НРА реализует социально значимые проекты и предоставляет исследовательскую аналитику по широкому спектру отраслевых тем: макроэкономика, банки, страхование, нефтегазовый сектор, инвестиционный потенциал регионов России и др. Клиентами НРА являются более 400 юридических лиц, более 1000 компаний участвуют в других информационных проектах Агентства.

AIG

Один из международных лидеров на рынке страхования. Более 90 миллионов клиентов доверяют AIG защиту своего бизнеса. На российском рынке компания работает 23 года и предлагает клиентам широкий спектр страховых услуг по страхованию имущества, отвественности и финансовых рисков. Подробно на www.aig.ru

ООН Окружающая Среда

Программа ООН по Окружающей Среде (ЮНЕП) -  ведущий глобальный природоохранный орган,  который определяет глобальную экологическую повестку дня, содействует согласованной реализации экологического компонента устойчивого развития в рамках системы ООН и является авторитетным защитником интересов окружающей среды во всём мире.

Миссия ЮНЕП  -  поощрять налаживание партнёрских отношений, организация и проведение мер, направленных на защиту и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений.

ПРИ ПОДДЕРЖКЕ

Основные задачи Министерства - повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и функционирования топливно-энергетического комплекса России с  целью  эффективного и надежного обеспечения топливно-энергетическими ресурсами и соответствующими инфраструктурными услугами всех групп потребителей, как на федеральном, так и на региональном уровне; развитие конкурентоспособности топливно-энергетического комплекса России на внутреннем и внешних энергетических рынках в условиях открытой экономики; укрепление позиций России на мировых энергетических рынках.

Миссия Министерства - развитие топливно-энергетического комплекса в целях обеспечения высокого уровня конкурентоспособности, национальной и энергетической безопасности, обеспечения растущих потребностей экономики в энергоносителях, развитие научно-технического потенциала, направленного на их эффективное использование, а также создание условий по сохранению, восстановлению и улучшению качества окружающей среды, обеспечению перехода Республики Казахстан к низкоуглеродному развитию и «зеленой» экономике для удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений.

ЦЕЛЬ РЕЙТИНГА

Способствовать снижению нагрузки на окружающую среду и повышению эффективности использования углеводородных ресурсов, а также ведению социально ответственного бизнеса в России.

ЗАДАЧИ  РЕЙТИНГА

  1. Получить объективную информацию об уровне воздействия отечественного нефтегазового сектора на окружающую среду. Рейтинг позволяет создать и накапливать массив количественных данных для расчета среднеотраслевых показателей по сбросам, выбросам и отходам.

  2. Сравнить основных игроков российского нефтегазового сектора по следующим направлениям: — уровень воздействия компаний на окружающую среду на единицу производимой продукции, — степень открытости и доступности экологически значимой информации, — качество экологических политик и менеджмента компаний, соответствие наилучшим стандартам и практикам, — нарушения природоохранного законодательства компанией в зоне реализации проектов, — эффективность использования полезных ископаемых.

  3. Фиксировать межгодовую динамику компаний по вышеперечисленным направлениям.

БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕЙТИНГА.

  • Рейтинг проводится на основе критериев, сформулированных в первую очередь в Совместных экологических требованиях общественных природоохранных организаций к нефтегазовым компаниям (http://www.wwf.ru/resources/publ/book/109).

  • Методология рейтинга обсуждается со всеми заинтересованными сторонами. Ежегодно проводятся очные и заочные консультации с компаниями – участниками рейтинга – по усовершенствованию методологии рейтинга.

  • Расчет рейтинга производится по всем сегментам: добыча, переработка и транспортировка. Рейтинг базируется на данных о деятельности компаний в РФ, имеющихся в публичном пространстве. Под публичным пространством понимаются годовая и социально-экологическая отчетность, доклады об охране окружающей среды (в т.ч. региональных представительств), находящиеся в свободном доступе. А также размещение документов в сети Интернет на официальных сайтах компании (включая дочерние общества), с обязательным включением ссылок на соответствующие страницы в меню (оглавлении) сайта, и интервью официальных представителей компаний для федеральных и региональных СМИ.

  • Расчет рейтинга осуществляется профессиональным рейтинговым агентством, которое отбирается на основе тендера.

  • Список компаний для рейтинга определяется объемом добычи, транспортировки и переработки нефти, газового конденсата и нефтепродуктов. Нижняя граница – объем добычи нефти и газового конденсата 1,5 млн тонн в год; объем транспортировки нефти – 30 млн тонн в год; объем переработки нефти, газового конденсата и нефтепродуктов – 8 млн тонн в год.

  • Рейтинг проводится ежегодно. Это позволяет оценивать динамику экологических показателей НГК.

 
 

© Здравый Смысл. Россия, Москва, 119296, Университетский проспект 9. +7 (495) 276-77-88

© Rational Approach. Russia, 119296, Moscow, Universitetsky Prospekt, 9 Tel.: (495) 276-77-88